Пятница, 24.11.2017, 12:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Ресурсный центр

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наш опрос
После посещения сайта РЦ
Всего ответов: 39
Поиск по сайту
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Ссылки
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Преподавание в форме метапредметов

В настоящее время образование пытается ответить на вопрос, в чем состоит суть обновления содержания образования. Она заключается не в перетасовке тем, как считают многие. Новое содержание образования – это ход на обнаружение базисных принципов, которые позволяют формировать мышление у школьников, прежде всего теоретическое мышление. Именно на это и направлена мыследеятельностная педагогика в целом и метапредметная технология в частности.

Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации, т.е. они сами сконструированы как учебные предметы, с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным действительностям. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда ученик может обнаружить, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с одной организованностью мыследеятельности, своеобразной мыслительной вещью. В качестве подобных вещей разработчиками выделены: знание, знак, проблема, задача.

Новизна метапредметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знания об организованности мышления, например, знание об устройстве самого знания, и способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметностях.

В настоящее время существует несколько метапредметных технологий: «Проблема», «Задача», «Знак», «Знание». С ними можно познакомиться в следующих учебных пособиях: Громыко Н.В. «Метапредмет «Знание»», М., Пушкинский институт, 2001 г.; Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак»» М., Пушкинский институт 2001 г.; «Новое содержание образования», М., Пушкинский институт, 2001 г.

В основу данных метапредметов была положена идея Ю.В. Громыко о наличии в процессах мыследеятельности четырех базисных организованностей – знаний, знаков, задач и проблем. Эти организованности задают некоторую целостность образовательного процесса: мы обучаем школьников знаниям, которые существуют в различных знаковых формах и оказываются необходимыми при решении конкретных проблем, задач. Поэтому работа с одной организованностью влечет за собой переход к другой, а это значит, что обучение одному метапредмету обязательно предполагает согласованную работу из всех четырех фокусов. Если ребенок начинает выделять организованности, способы, то можно сказать, что он свободен от материала. Это и есть сущность метауровня.

В нашей школе ведется преподавание метапредмета «Знание». В его основе – понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников об открытиях, сделанных ранее, а будут сами переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ученик прожил ситуацию открытия, пропустил ее через себя – такие знания уже никогда не забудутся. Основная идея метапредмета «Знание» состоит в том, чтобы научить учащихся применять уже имеющиеся у них знания, а также самим порождать действительно новые знания.

Задачи метапредметной технологии «Знание» состоят в освоении ребенком организованностей мышления и способов деятельности, получении знания об устройстве знания. При этом ученик должен различать знание и информацию, знание и мнение.

В рамках данного метапредмета учителями школы разработано и преподается несколько учебных курсов, которые ориентированы на обучение школьников новым методам работы со знаниями и на введение учащихся в эпистемическую культуру. Это «Заработает ли ИТЭР в 2030 году?», «Электричество и магнетизм – одно или разное, с точки зрения их физической сути?» (Зайцева Е.В.), «Станет ли Москва центром мирового развития в 2030 году?» (Дубицкий Е.Е.)

Начато преподавание метапредмета «Задача». Задачи присутствуют во многих предметах. Есть ли в них что-то общее? С предметной точки зрения, они различны. Но с точки зрения анализа средств мышления, мы находим между ними множество интересных связей и соотношений. Учитель выстраивает особую действительность, в которой рассматриваются нормы и способы, правила и этапы, понятия и варианты решения. Изучая метапредмет "Задача", учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах. Здесь под способом мы понимаем устойчивую структуру деятельности, закономерную для задач определенного типа. В результате способ должен быть освоен и переведен в персонифицированную форму, т.е. в способность. В настоящее время в школе ведется преподавание двух курсов «Решение задач межпредметного содержания с помощью уравнений» (Дудалина Т.Р.), «Процентные расчеты на каждый день» (Морохова О.Л.)

Разнообразные материалы по этому направлению работы можно скачать на странице "Медиатека".